Соединение труб без сварки: как правильно выполнить и надежно ли такое соединение


Необходимость в осуществлении соединения труб может возникнуть при выполнении самых разных работ. Причем, в ряде случаев может потребоваться и соединение труб без сварки. Какими же способами можно это проделать, какие тонкости придется учитывать?

Когда выгоднее обойтись без сварки труб

Современные трубы изготавливаются не только из различных металлов, но и из таких материалов, как пластик или полипропилен. Впрочем, даже в случае использования металлических труб обойтись без проведения сварных работ вполне допустимо.

Безсварное соединение стальных труб

Безсварное соединение стальных труб выгодного отличается от монтажа при помощи сварочного аппарата. Это заключаются в экономия средств на услугах сварщика, прочность соединения элементов, улучшенная герметичность труб.

Есть несколько доводов в пользу того, чтобы отказаться от сварки:

  • Экономия на проведенных работах. Если просчитать стоимость, то в итоге окажется, что цена на осуществление сварочных мероприятий окажется весьма существенной. Если есть возможность сэкономить и при этом обойтись без сварки – надо такую возможность использовать;
  • Сварочные работы довольно сложны, они требуют от исполнителя соответствующих навыков. Если приходится проводить мелкие ремонтные мероприятия, то целесообразно обойтись без сварки – если в ней нет крайней необходимости;
  • Разумеется, сварка потребует и наличия соответствующего оборудования. А оно в хозяйстве далеко не у каждого. Приобретать же дорогостоящий сварной аппарат ради эпизодического применения нецелесообразно;
  • Наконец, временные затраты. Чтобы найти сварщика, договориться с ним о выполнении работ и т.д., нужно затратить немало времени. Так что в большинстве случаев быстрее обойтись без этого.

Каким способом можно осуществить монтаж без сварки

Есть по крайней мере четыре варианта соединения труб без сварных работ:

Соединительная муфта гебо

Соединительная муфта гебо поможет вам подключиться к железной трубе не нарезая на ней резьбу.

  • установкой муфты Гебо;
  • монтажом обоймы или же хомута;
  • а также через фланцевое соединение;
  • а также так называемой холодной сваркой.

Имеет смысл разобрать каждый из них более подробно.
Муфта Gebo – это специальный фитинг, с помощью которого можно без применения специального оборудования соединить две трубы между собой. В состав Гебо входят следующие компоненты: корпус муфты, три кольца (одно для уплотнения, другое для зажима, а третье прижимное), а также гайка.
Соединение при помощи муфты Гебо происходит так. Сначала на трубу надевают гайку и все остальные детали. В заключение надевается муфта. Ее необходимо сначала надеть до половины, а затем затянуть гайку. После чего деталь, соединяемая с трубой, состыкуется с фитингом в точно таком же порядке. Гебо может быть представлена не только в качестве соединительной муфты, но и как тройник. В этом случае целесообразно применение для организации ответвления на магистрали.
При этом надежность крепления напрямую зависит от того, насколько верно был проведен монтаж ее. Если все было выполнено правильно, то место стыка будет абсолютно герметичным, муфта прослужит максимально долго.

Муфта Гебо в разрезе

Муфта Гебо в разрезе, пример соединения труб.

Как уже упоминалось, соединение можно осуществить также при помощи хомута или ремонтной муфты. Для этого применяется специальная монтажная обойма. Она состоит из двух частей, которые между собой стягиваются при помощи болтов. В результате вся конструкция плотно охватывает трубу, чем и обеспечивается герметичность стыка.
Однако установка ремонтной обоймы нельзя считать постоянным решением. Как правило, ее монтируют для экстренного устранения протечек. Перед тем, как приступить к монтажу такой муфты, необходимо тщательно очистить места стыков от разного рода загрязнений и посторонних включений, в том числе, от краски, окалины и т.д. Словом, поверхности на стыках должны быть максимально чистыми и гладкими.
Затем в местах соединения нужно установить уплотнитель из резины, а сверху наложить половинки муфты с обеих сторон. В завершение работ половинки нужно прочно стянуть при помощи болтов.

Обратите внимание! Метод соединения хомутами очень простой, но его ни в коем случае нельзя применять для труб с высоким напором воды. Хомут устанавливается аналогичным образом. Однако конструктивно он отличается от ремонтной обоймы тем, что хомут потребуется затягивать только с одной стороны, а не с двух сторон, как в случае с обоймой.

Что касается фланцев, то это также несложный метод соединения. Это устройство, выполненное в виде колец, в центре которых и устанавливается труба. На торцах деталей, которые нужно соединить, надеваются фланцы одинаковых размеров. После этого они состыкуются друг с другом и стягиваются при помощи болтового соединения. Необходимое условие – установка между фланцами герметичной прокладки.

Фланец для скрепления труб

Фланец — это металлический плоский диск на концах труб для их скрепления.

Соединяемые детали также необходимо тщательно очистить от разного рода загрязнений. Нужно также проследить, чтоб торцы соединяемых деталей были срезаны под прямым углом. При этом фаску ликвидировать не обязательно.
Затяжка болтов происходит по принципу крест-накрест, а не вдоль окружности. Стяжку необходимо осуществлять последовательно и с оптимальным усилием. Если стяжку недотянуть, то даже при наличии хорошей прокладки не будет обеспечиваться должная степень герметичности. Если же болты перетянуть, то можно сорвать резьбу и повредить элементы крепежа.

Как поступать с профильными трубами

Нередко приходится применять не только круглые трубы, но и трубы профильные. Их также бывает необходимо соединить без сварки. Кстати, под профильными трубами принято понимать трубы прямоугольного, либо квадратного сечения. Именно поэтому обычные фитинги здесь будут бесполезны.
Для того, чтобы можно было выполнить безсварное соединение профильных труб, применяются специальные так называемые краб-системы. Хомуты при этом также потребуется приобрести не стандартные, а прямоугольной формы.

 Краб система

Краб система используется как крепежное соединение профильных труб, позволяя при этом исключить сварочные работы сэкономить время и миновать лишние затраты.

Краб-система собой представляет деталь, состоящую из скобы, которую стягивают с помощью болтов. Как правило, скобы изготавливают для краб-систем из оцинкованного железа и при толщине не менее 1,5 миллиметра.
Можно с помощью такой системы осуществить соединение трех или даже четырех труб между собой. Крепление будет иметь форму буквы Г, либо Т или даже Х – в зависимости от того, сколько труб потребуется соединить.
Преимущество краб-соединения в том, что по эффективности и прочности оно вполне сравнимо с температурной сваркой. Но при этом места соединения можно будет в любое время разобрать. К примеру, чтобы провести те или иные ремонтные работы.
Впрочем, у этого способа есть и свои недостатки:

  • таким образом можно соединить между собой лишь трубы не слишком больших размеров;
  • стыковку можно проводить только под углом в 90 градусов.

Данные ограничения необходимо принимать во внимание, делая выбор в пользу краб-системы.

Крепление для профильных труб краб

Крепление для профильных труб краб считается наиболее лучшим и оптимальным выбором для прокладки трубопроводов, отличающихся небольшим диаметром.

Как осуществить холодную сварку

Если дело приходится иметь с полимерными трубами, то в этом случае прекрасно подойдет так называемая холодная сварка. Собственно говоря, это особого рода склейка труб. Специальные химические составы, которые применяются в изготовлении вещества для холодной сварки, размягчают полимеры – и соединение поверхностей труб осуществляется на молекулярном уровне.
Процесс сварки начинается с подготовительных работ. Для начала необходимо убедиться в том, что все детали идеально подходят друг для друга – как по размерам, так и по форме. Можно для этого провести пробную сборку, нанести необходимые разметки. Многие считают, что проводить пробную сборку лишне. Но можно предположить такой вариант развития событий, когда труба будет плохо проходить в муфту. Тогда клей будет снят при введении одной детали в другую. В результате ни о каком качественном соединении не может быть и речи.
При необходимости, соединяемые детали потребуется очистить от загрязнения. В противном случае процесс соединения может быть осложнен.
Дальнейший алгоритм работы будет таким:

  • нужно проверить, чтобы соединяемые торцы были срезаны ровно под прямым углом;
  • если имеются какие-либо неровности, заусеницы и т.д., то их удаляют остро отточенным ножом;
  • срез необходимо зачистить наждачкой или надфилем;
  • на торце также не будет лишним снять небольшую фаску. Это позволит ввести трубу в фитинг быстрее и проще.
Холодная сварка

Холодная сварка — это пластичная масса, которая обеспечивает герметичное соединение труб.

Когда подготовительные работы закончены – можно приступать и собственно к процессу холодного сваривания деталей. Этапы проведения работы следующие:

  • состав клея наносится с помощью кисти сначала на внутреннюю часть муфты или иного фитинга, а затем и на саму трубку. Нужно придерживаться нанесенной предварительно разметки, которая будет обозначать глубину введения трубки;
  • трубка осторожно вводится в муфту до заранее предусмотренной отметки;
  • затем нужно подождать некоторое время – для того, чтобы клеевой состав «схватился». Можно в это время плотно придерживать соединяемые детали, но при этом стараться не шевелить их друг относительно друга. Обычно 2-5 минут бывает вполне достаточно;
  • на заключительном этапе трубы просматриваются на предмет обнаружения дефектов.

Использовать соединенные таким образом трубы можно лишь спустя сутки после сварки.
К наиболее типичным ошибкам, допускаемыми новиками, можно отнести главным образом три:

  1. Клеевой состав распределен неравномерно, из-за чего нет должной прочности и, соответственно, герметизации соединения;
  2. После нанесения клея проходит слишком много времени, из-за чего состав начинает подсыхать и не может как следует «схватить» детали;
  3. Наконец, придерживая детали во время первоначального «схватывания», можно допустить их смещения. В итоге качество склейки значительно ухудшается.
Лучшее решение для пластиковых труб

Для пластиковых водопроводных систем метод холодной сварки признан одним из лучших решений для локального ремонта при невозможности замены поврежденного элемента.

Что говорят профессионалы

Николай Буряк, мастер-сантехник: Не стоит как недооценивать, так и переоценивать способ холодного сваривания. Холодная сварка хорошо показывает себя лишь в случае с пластиковыми или полипропиленовыми трубами. А вот что касается труб из металла – здесь лучше выбрать другой вариант соединения.

Петр Алексеевич Николаенко, мастер-сантехник: Даже если кажется, что соединение было выполнено совершенно идеально, не стоит пренебрегать тщательной проверкой. Ведь после того, как труба была введена в эксплуатацию, устранить допущенные дефекты будет гораздо сложнее.

Делая выводы

Несмотря на то, что традиционная сварка по-прежнему является достаточно популярным способом соединения труб, как было показано выше, сегодня можно применять и массу других методов, которые ни в чем не уступают, а в чем-то даже и превосходят ее.